Не прошло и 4 года с момента выхода последнего творения DM (если брать в расчёт те композиции, которые дополняли The Singles 86>98) и вот нашему слуху и взору предстал очередной опус тройки из Бэзилдона. Компания, развёрнутая в поддержку нового альбома Exciter, превзошла по своим масштабам все предыдущие релизы коллектива, причём самую немаловажную роль сыграл при этом Интернет, вокруг которого разгорелись и впрямь нешуточные страсти. Я пока не нашёл никакого иного прецедента связанного с вводом в заблуждение армии страждущих слушателей и пиратов, чтобы только дать возможность выйти альбому как и раньше (в старые добрые времена) именно новым, а не уже услышанным. И как не старались веб-мастера, как не исхитрялся Дэниэл Миллер в своей антипиратской стратегии, усилия оказались тщетными… Альбом, на момент выхода официального релиза, слышали уже практически все и не по 30-40 секунд, как планировали на Mute, а от корки до корки. Видимо, придётся руководству крупных лейблов пересмотреть свою политику в области промоушена, учитывая возможности современных технологий и всесторонней развитости пиратства. А то и вправду наступят такие времена, что авторы не будут успевать даже скомпоновать альбом, а композиции уже станут достоянием общественности. Но как бы там ни было, но релиз состоялся, так сказать в ознаменование 20-летия творческого пути коллектива с гордым именем Depeche Mode.

       И сразу же, не откладывая на потом (уж простите, что рублю с плеча, но это моё понимание) стоит признать, что Exciter – это начало конца (ясно, внятно звучащее окончание такого прекрасного пути). Чтобы не говорили об альбоме звукорежиссёры и продюсеры, сами музыканты, почитатели творчества, но надо признать тот факт (пусть и горький) DM впервые так откровенно повторяют сами себя. И это полбеды – они звучат как кто-то ещё. Совсем недавно, в 1997 году, они лукавили, что стараются избегать таких кудесников, которые сделают такое звучание, которое окажется назавтра ещё у 5-6 групп, а что же теперь, они (DM) забыли о собственных словах… трещина, оставленная в теле коллектива уходом Уайлдера, благодаря многочисленным попыткам её затыкания всем чем угодно вместо того, чтобы затянутся наоборот разрослась и привела к тому, что теперь Depeche Mode стало возможным сравнивать с чем-то ещё. Понятно, что многим группам, особенно начинающим, подобные сравнения могут показаться лестными, но только не в отношении DM. В их адрес это звучит серьёзным упрёком. Что же навевает новое звучание DM? Во-первых, это конечно же U2, то что можно встретив их балладах. Приёмы заимствованы напрямую с Joshua Tree и The Unforgettable Fire. Во-вторых… Конечно, Марк Белл талантливый инженер в области электронных приёмов, но в отличие от того же Брайана Ино, его придумки отмечены своего рода штампами, приходящими из одной записи в другую (я понимаю, что это узнаваемость, почерк, если хотите. Как у Уильяма Орбита, например. Но не до такой же степени). Таким путём переселились различные «фишки» с Homogenic Бьорк на Exciter ДМ. Порою даже в неизменённом виде: построение ритмического рисунка, отсутствие чётко выраженной партии ударных, сложные лупы в кодах. И всё это вновь направлено на достижение одной цели – компенсировать отсутствие Алана Уайлдера. Если в 1997 году DM ещё предпринимали попытки невнятного отрицания проблемы потери составляющей звучания, то к 2001 Эндрю и Дэйв уже открыто признали факт того, что Уайлдера заменить крайне сложно (а на самом деле просто вообще невозможно). Компенсируй, не компенсируй, а всё не то. Четвёрка DM была сложным, но хорошо отлаженным механизмом. Выпадение одного звена повлекло за собой изменение всей структуры и как следствие совершенно иной результат на выходе. Теперь мы имеем дело с неким подобием возможного звучания DM в прежнем составе. Властная натура Мартина не позволяет коренным образом трансформировать подход к музыке, а следствие… Странно, но DM попытались искупаться в одних и тех же водах дважды. Многие поклонники ломали головы в попытках предсказать, как будут звучать DM после Ultra. В итоге победила инертность. Первый и самый серьёзный сигнал, говорящий о том, что это финал. Depeche Mode вернулись (конечно в измененном состоянии, но вернулись) к коронному своему проекту Violator. Не случайно в данном контексте и название Exciter. Это не просто созвучность. Это ссылка. Возвращение к электронному звучанию. Акустика вновь вытеснена на задний план, но что это собственно меняет? Если Violator создавался на едином порыве всех участников DM, то Exciter был прямо-таки выдавлен в течение 7 месяцев из Мартина при помощи Гарета Джоунса (ещё один камбэк) и ещё нескольких помощников. Поэзия наполнена образами, навеянными недавней жизнью Дэйва. Если переходить на конкретность. То Dream On звучит как ремикс на Personal Jesus, ремиксы на Dream On звучат как ремиксы на Strangelove и тот же Personal Jesus. Sweetest Condition в названии ссылается и так понятно на что. The Dead Of Night почти точный Мэрилин Мэнсон. Продолжать можно до бесконечности. В попытках найти что-то новое Дэйва научили петь не как Дэйв, а как кто-то ещё. Вторичность, схожесть, самоподражание, искусственность и надуманность – вот те эпитеты, которые соответствуют действительности. Ultra намекнул, Exciter откровенно сказал. И пусть Дэйв утверждает, что этот альбом четвёртый этап творчества DM, но он не опровергает, что и последний. Группа привлекает новых поклонников уже не самой музыкой, а содержанием сайта (я не критикую. Это действительно прекрасная работа, но сколько капитала было направлено в эту сторону?), ремиксами на любую категорию слушателей, а сам оригинальный материал Мартина похож на вялый цветок возбуждённый старостью, который раскрашивает в разные оттенки и цвета Антон Корбейн. Даже в видео на Dream On мы наблюдаем вторичность приёмов Стефана Седнаи. Вспомните R.E.M. или R.H.C.P. Всё те же сияния, переливы... Всё это уже было. 

       Участникам DM захотелось просто жить. Половиной своей жизни они заплатили за почти четверть века восхитительной музыки. Их имена запечатлены в истории, теперь они хотят просто жить, даже зная, что поклонники ждут. Мало заявлений, что все полны сил и желания создавать. Слишком много слов, слишком мало дела для их подтверждения. Или DM опускаются до уровня подачек? Именно после этого альбома возникает закономерный вопрос: «А будет ли что-то дальше?». Утвердительный ответ сейчас похож на насмешку над самим именем Depeche Mode, надо всем, с чем это имя ассоциируется.


24 мая 2001 года Александр Коростелёв.