Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. По всей видимости, именно таким подходом руководствовалась четверка молодых людей (нет, не из Ливерпуля) выбирая название для только что созданной группы. Как говорят, в тот момент подвернулся кому-то из них под руку супермодный французский журнал, положивший конец многочисленным (нисколько в этом не сомневаюсь) спорам и одновременно открывший миру заново, вложив отныне в него невиданный (и неслыханный) доселе смысл. Назывался этот журнал "Depeche Mode".


       Современные историки и популизаторы, следящие за ходом развития молодежной музыки (а именно к такого рода музыке относили в свое время "The Beatles", "Pink Floyd", "Deep Purple", "Rolling Stones" и множество других групп, ставших, как всем уже хорошо известно, синонимами слова "динозавры". Отчасти умершие, другие восставшие из мертвых. А стоило ли?), достаточно детально изучили период становления и творческого развития продолжателей дела "Kraftwerk". Уже скрупулезно исследованы первопричины и следствия того или иного поворота музыкальной мысли "DM", однако за разговорами (а подчас за более чем презрительным молчанием) исчезли сами люди, породившие на свет то, что теперь, надеюсь окончательно и бесповоротно, будет считаться вехой, и большой вехой, в современном периоде развития как музыкального, так и искусства в целом.


       Именно такое отношение к творчеству Бэзилдонской Четверки и сказалось на том, что мы имеем на данный момент в лице “DM”. Уничижительная критика, дававшая таланту еще больший заряд энергии, а, следовательно, и всему творчеству, в конце концов, сдалась и вынуждена была признать группу явлением в искусстве, а это, как говорится, факт… Основанная и живущая на противоречиях группа смогла направить свой потенциал на созидание, но мощь творческого напора и силы личности каждого ее отдельного участника оказался настолько силен, что каждый признал наличие, неотвратимо повисшего над ними, духа саморазрушения уже созданного (вначале это касалось только музыки, но неизбежное остается неизбежным, и впоследствии, практически все столкнулись с этой проблемой в личном плане). Видимо силы свыше посчитали важным сберечь для нас Дэйва, не позволили окончательно отчаяться Мартину, не разрушили семейных уз Эндрю, лишь только Алан, руководствуясь непреодолимым стремлением к самовыражению, решился на уединение. И об этом стоит поговорить подробнее.


       В прессе до сих пор так и не прозвучало ясного объяснения, в чем же причина ухода из "Depeche Mode" Алана Уайлдера. Впрочем, события, предшествовавшие этому, в какой-то мере проливают свет на подобный поступок. Но все-таки с трудом верится, что Алан просто испугался внезапного окончания карьеры. Я думаю, определенная часть вины лежит и на Мартине. Может быть, его настойчивость в определении будущего пути группы сыграла свою негативную роль, заставив тем самым Алана остаться наедине с мыслью о том, что здесь его никто не слышит. "Ultra" поначалу так откровенно еще об этом не высказывался (сойдясь на том, что это очередной новый имидж группы, большинство критиков и почитателей на этом и остановилось), но более взыскательная (в смысле внимательная, вслушивающаяся) аудитория почувствовала: "Что-то происходит". А те, кто все же интересуется не только именем, но и творчеством, провели сравнительный анализ с произведением Recoil "Unsound Methods" и пришли к совсем неутешительному выводу- то, чего не хватало "Ultra", с избытком оказалось в "Methods". Налицо было явное вычленение из контекста звучания "DM" одного, и отнюдь немаловажного элемента. Именно при сравнении стала явно проглядывать натужность многих специалистов-электронщиков окрасить музыку "Depeche Mode" в тот ореол таинственности, загадочности и порой сверхъестественной мистичности, которая неразрывно сопровождала музыку "DM" 12 лет с 1982 по 1994 год. Особенно ярко это проявлялось в многочисленных ремиксах, которые в отдельных случаях превосходили по изяществу даже сами оригиналы. К 1993 году, в “Songs of Faith And Devotion” эта нота сверхъестественного достигла своего пика, слившись воедино с, безусловно, лучшими из всех ранее созданных стихов Мартина Гора. Не в этом ли был знак того, что Алану к тому времени развязали полностью руки (а Мартину это показалось серьезным посягательством на свой композиторский дар) и он вовсю развил свою исключительную по звучанию (полифонизм и потрясающий слух) палитру. Ведь то, что представляет собой “Unsound Methods”, есть самое настоящее коллекционное собрание находок Уайлдера, но в том и состоял весь парадокс, что Алана оживлял Мартин, своим лиризмом и прекрасной мелодикой, умением вживлять в сложную музыкальную ткань совсем не просто многозначительный смысл-Смысл над Смыслом (а это умение позволяет судить о нем, как о бесспорном гении музыканта и поэта). Что же касается Дэйва, то он как символ группы, как само понимание для масс, что такое “Depeche Mode”, в жизни сложил два этих понятия, таким образом, получив на свой век более чем предостаточно бурь и потрясений. Похоже, что для него было мало огня, воды и медных труб. Только соприкосновение со смертью в какой-то мере заставило его задуматься над тем, что он делает. Но только не остановиться!(I Know That Nothing Can Stop Me). Его жизнь, “Depeche Mode”, учила и учит быть сильным, но только он один знает, чего это стоит. Мартин только в какой-то мере иллюстрирует происходящее с Дэйвом.


       Последние синглы, выходившие вкупе с “Singles ‘86-98”, показывают, что отчетливо сохраняется тенденция каким-то образом скрыть уход Алана, но это, к сожалению, показывает бесперспективность такого пути. Лиризм слишком велик, а звучание сухо. Когда-то шикарный задний план и общая панорама, плюс изощренные в своей фантазии ритмические ходы и партии ударных, сменились скупостью формы, держащейся только на великолепном мелодизме Мартина, бесспорных вокальных данных Дэйва и упорстве (преданности) Эндрю. Единственным, возможно, исключением является “Painkiller”(хоть какое-то подобие дальнейшего пути), а что же до ремиксов, то здесь воцарились современные экспериментаторы, ищущие понимание “Depeche Mode”, не найдя понимание в самих себе. (Правда, стоит все же отметить определенные задатки у таких команд как “Gus Gus” и “Underworld”, но они уже в какой-то мере подтвердили их своими альбомами.) Что же касается “оставшихся втроем”, то ремиксами они лично отныне занимаются с большой неохотой, да это и понятно в отсутствии главного технолога электронного мышления. Единственным утешением во всем этом служит только последнее турне “The Singles Tour”, где новая техника (имеются в виду синтезаторы) и неожиданный образ Дэвида Гэхана (который в течение концерта постепенно перевоплощается в Питера Гейбриэла, что, кстати, отметили многие), говорят о том, что “Depeche Mode” могут еще звучать (и очень круто), могут заставить вас дышать вместе с ними в такт, чувствовать неподдельную энергетику, а это значит, что “Depeche Mode” вступая в эпоху собственного превращения в “динозавра” не становится ленивой и безразличной как к себе, так и к слушателям, а, следовательно, многое еще может произойти, то, что заставит говорить о них с уважением и восхищением всех нас, свидетелей быстроменяющейся моды.


Апрель. 1999 год. Александр Коростелев.