8 октября 2005 года на свет появился новый альбом Depeche Mode. Название альбома практически никак не характеризует его содержание. Playing The Angel с полной уверенность можно было бы заменить на Deconstruction Time Again, что наиболее близко бы охарактеризовало ту музыкальную палитру, которую участники группы представили на суд слушателя. Я не согласен с многочисленными статьями критиков, в которых отмечалось, что звучание нового альбома сочетает в себе элементы таких альбомов как Violator, Songs Of Faith And Devotion и даже Black Celebration. На мой взгляд, в данном случае мы имеем куда более глубокую ретроспективу в творчество группы, а именно в 1983 год. Именно это я подразумевал, предложив другое название альбома. Впрочем, если быть более внимательным, не только звуковые ландшафты, но и настроение, да наверное, и сама суть эмоционального состояния альбома напоминает сцену закончившихся гастролей цирка, когда под тускнеющим закатным небом мы видим оголившиеся конструкции шатра и рабочих, разбирающих металлические конструкции того, что когда-то было шоу, а сейчас… 


       Я думаю совсем не случайно трек Precious, совершенно не вписывающийся в структуру альбома (хотя, на самом деле коммерчески выверенный), был выбран в качестве первого сингла. Рефрен things get damaged, things get broken это как раз и есть то состояние, которое несёт в себе альбом. Так мы подбираемся уже и к 1982 году, если не помните это A Broken Frame. Таким образом, перед нами вырастает картина нисхождения группы, если хотите прощания со всем, что было сделано. Exciter определял проекцию на Violator, Playing The Angel пошёл ещё дальше. Пост - индустриальный саунд альбома имеет порой прямые ссылки на такие треки как Pipeline, Two Minute Warning, The Landscape Is Changing. Базой для многих треков нового альбома послужили звучания сольных работ Мартина Гора Counterfeit 2 и Дейва Гэхана Paper Monsters. Об этом говорят 3 трека Дейва впервые допущенные Мартином на альбом, да и соло Мартина на альбоме Damaged People, Macrovision и инструментал (если так можно сказать) Introspectre. В принципе, треки Дейва легли в канву альбома нормально, но это скорее характеризует большую усталость Мартина, чей дар мелодизма очень сильно притупился и отчётливо слышен только в A Pain That I ' m Used To, John The Revelator, Precious, Lillian и отчасти в The Darkest Star. Остальные творения Мартина подчёркнуто имеют диссонансную структуру. Атонические переходы с завидной постоянностью включаются в мелодику, что оправдать искренними побуждениями никак не удаётся и выглядит только как специальный прием, утяжеляющий восприятие более прямолинейной культуры мелодии Мартина. Особо хочется коснуться трека The Darkest Star. Именно он дал ощущение приобретения опыта группой. Это уже настоящая философия, напоминающая Signal To Noise с последнего альбома Питера Гейбриэла Up. 


       В целом же, при относительно небольшой продолжительности альбома, некоторые треки придают ощущение затянутости, особенно в середине. Технически звучание альбома, к сожалению и, увы, совсем отходит от традиций того, что называлось звуком DM. И я вновь не соглашусь с тем, что это хорошо, что это привлечет новых поклонников. Это вновь говорит о том, что для тех, кто знал ТОТ DM время закончилось, теперь остался только ЭТОТ и прежним он уже не будет никогда. 


       Playing The Angel – это уже не затянувшийся постскриптум, каким был Exciter. Это альбом совсем другого мышления, совсем иных эмоций. И то, что время безжалостно, мы видим на нынешних лицах участников коллектива в клипе Precious. 


       Для старых поклонников, скорее всего достойной компенсацией могут стать синглы к альбому. На мой взгляд, первый – Precious очень удачный и главная его удача в работах Sasha , чьё мелодическое чутьё позволило прекрасно развить идею Мартина, но самое интересное, что Мартин дал возможность творить не только Дейву. Впервые в ремиксах, выпущенных на официальном сингле, другим исполнителям позволено вносить свои темы в структуру композиции. Ранее такое пресекалось неустанно. А многим ремиксам этого так не хватало. Мартин постарел, и былые амбиции уступили место более либеральной позиции. Хотя, конечно же, либерализм проявился значительно раньше, именно в тот момент, когда стало понятно, что звучания прежнего DM уже не достичь. Это звучание тех времен, когда их было четверо, когда ангелы ещё парили в вышине и восхищали своим полётом. И сейчас, только как напоминание, мы берём в руки перья этих ангелов и до нас доносятся отзвуки того времени, когда мы могли подниматься ввысь вместе с ними и хоть на мгновение ощущать себя бессмертными. Things get damaged , things get broken … 


15 октября 2005 г . Александр Коростелёв.