Заканчивается апрель и к этому сроку уже собралось четыре релиза, два из которых ожидались, а другие явились сюрпризом.

       Предполагаю, что лучше начать с обнадёживающего, впрочем, скорее оставляющего надежду на возможность хоть что-то услышать из ныне выпускаемой музыки. К сожалению, ни об одном из последующих двух релизов у меня нет ни точных данных о лейбле на котором вышли диски, ни о тех с кем вместе эти проекты были реализованы. 


Shinead O'Connor & Natasha Atlas "Ghostland"


       Первый сюрпиз был приподнесён Шинейд О'Коннор, исчезнувшей на достаточно продолжительный период времени со сцены. Как поговаривают, это молчание было связано с её уходом в монашество, но как бы там ни было, взятая пауза пошла явно на пользу. Вышедший проект "Ghostland" тому подтверждение. Привлечённая к сотрудничеству, уже известная по провальному проекту J.M.Jarre "Metamorphoses", (см. "Несостоявшееся будущее") Наташа Атлас (одна она что ли такая на всю Англию? Очень сомневаюсь. Ни в первом, ни во втором случае я не отметил каких-то особенных вокальных данных, потому-то и остаётся загадкой, что за причина объясняет выбор именитых исполнителей привлекать её к своим проектам) не сыграла большой роли на пластинке, может только и привнесла странности азиатским вокальным налётом, да и только. Шинейд же осталась верна собственным традициям, в смысле музыкального лада, но на этот раз продемонстрировала тяготение к эмбиэнтной музыке, а-ля Майк Олдфилд (в лучшие времена). Активный акцент на классическое звучание в совокупности с элементами современной электронной музыки, а порой даже и психоделикой, позволили получить результат обладающий мощной эмоциональной энергетикой, искренней и неподдельной. Музыка вовсе не замысловата, но массивные арранжировки позволили обогатить её и довести до уровня зрелого продукта. Отмечу и чёткую концептуальность, выдержанную в интонационной стройности объединённых общей идеей композиций.

       Изо всех последних выходивших инструментальных проектов в области электронной музыки, я считаю данный наиболее интересным. Единственное, хотелось бы поподробнее узнать о тех, кто помогал Шинейд в создании данного произведения.


William Orbit "Pieces In A Modern Style"


       Второй сюрприз был приподнесён Уильямом Орбитом. Человек, ставший в кругах продюсеров и звукоинженеров современным Брайаном Ино, решился на свой амбициозный проект. Недолго раздумывая, он берёт и записывает при помощи компьютера и синтезаторов свои любимые классические произведения и тем самым вновь подтверждает, что слава из ничего не возникает. С точки зрения ценителей классики, однозначно проет можно считать кощунственным, но с позиций творчески мыслящего человека, это определённо примечательный случай. Понятно, что материал выбран исключительный, во всех отношениях (подтверждающий музыкальный вкус Уильяма), но Орбит не ищет простых путей и предлагает слушателю известнейшие произведения в своей собственной трактовке, используя звуки совпадающие с его ощущением и пониманием классики, а не пытаясь просто подменить аккустические инструменты их электронным аналогом. Без особых излишеств и сверхухищрений, характерных для его подхода в электронном звучании тех проектов, которые он продюсировал, Уильям сохраняет музыку и не наносит ей травм, так свойственных современным экспериментам. Но всё же работа не во всём идеальна, а именно: в отдельных местах присутсвуют огрехи сведения, а порой и исполнения; несколько приедается плавающий эффект звучания, применяемый практически во всех композициях и остаётся один большой вопрос-зачем в качестве бонус-треков помещать откровенный идиотизм и бессмысленное извращение над гениальным творением Сэмюэла Барбера.(Может быть таким путём Уильям пытается привлечь заблудшую молодёжь к истинным ценностям? Но больно прямолинейный путь выбран. А впрочем, возможно и весь проект направлен на эту цель.)


Теперь перейдём к ожидавшимся релизам.


The Cure "Bloodflowers"


       Этот релиз был отложен на три месяца. Долго тянулась пауза после выхода последней работы в 1996 году (сборник лучших вещей я в расчёт не беру). Заявленный как логическое продолжение одного из лучших альбомов команды Disintegration (1989), данный проект поклонники ожидали с огромным интересом. Сразу можно было сказать, что точного продолжения не последует. Уже в 1992 году в альбоме Wish была продемонстрирована трансформация звучания основных элементов Disintegration, а уж последующие работы и вовсе не оставляли иллюзий, но The Cure известна своими заворотами не в ту сторону, поэтому могло быть и так, что группа вернётся к старым образцам звучания и лишь переосмыслит их при помощи новых технологий. И действительно, The Cure порадовали узнаваемостью, среди многочисленных трансформаций известных исполнителей. И вокал, и запись, и дух остались прежними, но, увы, повторение идеи, подчас даже не только слов, а и целых фраз, удручает. Чёткий мелодизм, так характерный для звучания Disintegration, теперь настолько размыт, что в отдельных композициях просто не читаем и превращается в бубнение баса и потеряность сути лидирующей партии. Самое поразительное во всей работе заключается в том, что музыканты, буквально, бьют себя по рукам. Отдельные электронные коллажи и вставки, как по музыкальности, так и по качеству записи, дают фору многим современным синтезаторщикам и поражают своим профессионализмом, но гордость за свой махровый гитарный имидж не даёт артистам принять на вооружение в полном объёме такое звучание и оно гибнет, вчистую, под натиском обвальных гитарных пассажей, а очень жаль... Старение музыкантов очевидно: нет того откровенного груза отчаяния, лишь ощущение лёгкой печали, но никак не состояние обречённости, которое было в конце восьмидесятых, да и в начале девяностых. Аккустические гитары просветлены и полны воздушности, чего ранее не было в работах The Cure, но рефрены-это просто уже навязчивая идея, разбавить повтор нечем и проблема в том, что отсутствует самый главный момент объединяющий любую работу-идея. Альбом разрознен на отдельные фрагменты и даже складывается ощущение, что он писался в два захода. Вначале планировали одно звучание, потом решили разбавить его другим. Это очень ярко прослеживается при внимательном прослушивании. Всё это, конечно, разрушает концепцию, которая якобы присутствует в альбоме, а на самом деле её просто нет и это губительно в общем итоге и никак не уживается с монолитностью Desintegration. Плюс ко всему, появилась информация, что музыканты решили разойтись (на время) поискать идей, наверное. Но боюсь, что при таком раскладе обратного пути просто не будет. Дух исчезнет, а вместе с ним и желание творить что-то по-настоящему искреннее. Возможно, придётся в скором будущем признать, что The Cure-это уже пройденная страница в музыкальной истории человечества, одна из самых удивительных в своём непреодолимом обаянии печали.


Recoil "Liquid"


       Следующая работа меня интересовала больше других. Анонсированный альбом Recoil "Liquid" был так громко разрекламирован на официальных сайтах, да плюс к тому же желание проверить свои собственные догадки, подогрели интерес к данной работе донельзя, и несмотря на то. что я предсказывал такой поворот событий ещё в 1997 году, после выхода "Unsound methods", то, что было было услышано мной поражает и удручает. Выводы о бессилии Уайлдера как композитора нашли своё самое яркое подтверждение в Liquid. Попытки стать противовесом своим бывшим коллегам по DM, пусть даже и в несколько иной ипостаси, во втором самостоятельном проекте Алана растаяли как утренний туман. Время всё расставляет на свои места. Музыки больше нет, идеи безлики и навязчивы, концепция раздута на пустом месте, фантазия обессилила напрочь и казалось бы растущее здание Recoil, просто обратилось в прах, теряющийся среди множества других альтернативных экспериментов в музыке, канувших благополучно в Лету. Сопоставление с NIN и Дэвидом Линчем, на самом деле, касались только отдельных нюансов, а то, что некоторые композиции используются на разогреве во Fragile Tour NIN, говорит лишь как о действительно каком-то вторичном продукте. Не спасает работу и привлечение саундпродюссера, хотя его подключение заметно с первых минут звучания. Действительно, прекрасное сведение и запись, но вопрос "А что же слушать?" не покидает и, в конце концов, душит слушателя и вызывает реакцию отторжения. Вывод один-Алану не суждено стать самостоятельным исполнителем. В этом, отныне, сомневаться не приходится. Возможно, только подключение высококлассных музыкантов с композиторскими данными, позволит Уайлдеру создать что-то стоящее. И зачем тогда оставаться в стороне, с собственной гордостью, если она только мешает и не приносит желаемого результата? Неужели возврат в былую обитель совсем невозможен? Теперь, когда есть Liquid, для Алана, я думаю, этот вопрос вырастет просто до невероятных размеров, но ответ на него будет уже не в Уайлдере. Ответ нас ждёт в том, что мы услышим через год в работе тех, кто сумел сохранить самое ценное, что есть в музыке, а именно саму музыку.


10 апреля 2000 год. Александр Коростелёв.