Будучи по природе своей скептиком, при написании данной статьи я всё же руководствовался объективной информацией последних нескольких лет. Только выводы сделанные мной могут носить отчасти субъективный характер. 


       К сожалению, и увы... Если отбросить эмоции (читайте пристрастия и собственные сослагательные наклонения) и обратить взгляд на современные тенденции развития музыкальной индустрии, как части глобальной системы шоу-бизнеса, то у исполнителей современности ну, с горем пополам, лет эдак на 30-40 хватит запала остаться в умах и сердцах. Причём! Немаловажную роль в этом сыграют как раз такие слушатели как мы, с претензиями (а ещё чуть позже, с ностальгией). Совершенно верно было подмечено, что молодые умы подвергаются ныне бомбардировке сознания отнюдь не музыкой, а только тем, что крутится вокруг неё (бабло, гламур, фетиш и т.д., и т.п.) Давайте сделаем небольшой экскурс в нашу же с вами историю, годков на 60 назад, и посмотрим, что представляла собой музыкальная индустрия того времени. Первое, что мы обнаружим - весьма скромное, по нынешним меркам, количество исполнителей, находящихся в горячей ротации. Конкуренция скорее виртуальная, так как свободы и пространства для развития просто пруд пруди. Этому очень поспособствуют события, которые произойдут через 5 лет, в начале 60-х, с появлением большого количества электрических инструментов, возникает всеобщая тенденция отказа от привычных стилевых и звуковых форм. По сути, начинается музыкальная революция, которая через следующие 30 лет значительно потеснит традиционные и классические жанры, формы, способы. Вместе с этой революцией происходит и смена сознания, определение иных критериев оценки достоинства произведения искусства. Массовый либерализм и доступность средств реализации своих идей, вот что станет главным козырем в руках тех, кто будет строить в эти годы концерны по производству музыки. Цена вопроса - соотношение количество/качество (signal to noise). К концу XX века становится понятно, что рынок перенасыщен, наблюдается типичный переизбыток производства, когда ради сиюминутной прибыли хороши любые, абсолютно любые средства. Форма становится главным аргументом в борьбе за то, чтобы в этой груде (сами знаете чего) исполнителя смогли бы разглядеть, а содержание (это вы сейчас, собственно, о чём?) становится невостребованным, ну или хотя бы по минимуму, без изысков (требовательные, вы, наши). Нынешние гиганты творческого потенциала, это я о тех, кого мы предпочитаем слушать, вынуждены были отойти в тень. И только трезвым рассудком и отсутствием соблазна коньюктурщины, некоторые сохранили и лицо, и собственное достоинство. Честь им за это и хвала. Но возникла маааленькая проблемка, состоящая в том, что им на смену пришли не менее талантливые, но, увы, молодые исполнители. С искренним максимализмом и отсутствием элементарной выдержки (а у кого в такой ситуации её хватит?), пытающихся заявить о себе, даже замаравшись в общедоступности (попса, скандалы, эпатаж) как в былые времена. И это уже не кажется такой невинной задачей. Откровенная серьёзность и звучание, берущее начало в классике, не в цене у нынешней молодёжи. Пропаганда одной музыкальной фразы, положенной на бесконечно повторяющийся луп, не побуждает сознание к поиску, а лишь нашёптывает: "Жуй и надувай пузыри". Современные сериалы, хотя и в огромном количестве, демонстрируют бурю чувств, опять к сожалению, и увы, делают это через мозг, а должны..(думаю, вы уже догадались. через глухие удары в груди до мозга костей). Как, человек употребляющий жвачку и понимающий любовь не более как синонимичное или переиначенное "Проверено электроникой", начнёт искать иной смысл, иное содержание своей жизни? Вы можете ответить? Скорее всего, потому как вы совершенно другие и допускаете подобную вероятность в своём сознании. Деградация молодёжи для меня вещь абсолютно объективная, я с этим работаю. И зачастую, попытки достучаться превращаются в монологи перед глухой стеной.

       Развитие Интернета стало последним гвоздём в крышку гроба нашей с вами традиционной музыкальной жизни. Потребительский интерес, окончательно диверсированный машиной шоу-бизнеса, привил к продукту (обращаю внимание на то, что об искусстве речь уже давно не ведётся) избирательность, т.е. массы сказали: "Не, хорош! Сколько можно покупать диски с одной-двумя вещами, которые мне нравятся? А остальное мне не надо, слушайте сами." Вывод - наелись, но чего? Скажите, много ли вы сможете назвать серьёзных исполнителей, которые вплоть до последнего времени позволили бы в своём альбоме поместить, что-то так, для нагрузки? Скажу честно, в моём списке таких нет. Но вновь, увы, и они должны теперь считаться с этими условиями, а посему в ближайшее время, лет так через 5-6 мы имеем реальную перспективу получать новые творения тех, кого мы хотели бы услышать по подписке через сеть, без физического носителя. Вроде бы что в этом плохого, но это только на первый взгляд. Прислушайтесь к этому - обособленное существование музыкантов-издателей. Старые исполнители выживут, но новые окончательно и бесповоротно потеряют даже минимальные шансы, так как основная форма их рекламы, а именно концертная деятельность при такой конструкции рынка станет невозможной. Их просто никто не будет знать. Я говорю именно о серьёзных исполнителях. Не верите? А зря. Нынешний Интернет представляет собой огромное кладбище заживо погребённых. 

       Есть люди, которым не всё равно до этой ситуации. К примеру, проект Питера Гейбриэла "Filter", когда пользователь получает возможность, благодаря стилевой индексации на сервере, отсортировать то, что как ему кажется, его заинтересовало бы. Капля, но хоть что-то. А представьте себе тот момент, когда весь нынешний рынок уйдёт в сеть... Не думаю, что вам удастся быстро отыскать что-то стоящее. Вы просто устанете перебирать и плюнете на это дело.

Как итог. Посмею вас уверить, большинству из нас ещё очень повезло, что мы могли наслаждаться качественной и серьёзной музыкой - искусством, а потому и к классике многие здесь неравнодушны. Современному же поколению скорее придётся довольствоваться куда более скромным наследием своих современников. Возможно, в будущем будет считаться по-настоящему круто, иметь доступ к старым архивам, старым библиотекам. Но это будут не избранные, а просто чудаковатые люди, питающие непреодолимую тягу ко всякого рода анахронизмам.

       В конечном итоге, помните: "Искусство сродни искреннему чувству, а оно остаётся в каждом из нас навечно". Любите искусство в себе..


Александр Коростелёв.

Для www. forum.depechemode.su